Ковка в ландшафтном дизайне
Человек всегда стремился изменить природный ландшафт для своих нужд — будь то расчистка земель под поля и пастбища или планирование приусадебного участка. Появление ландшафтной архитектуры напрямую можно связать c возникновением первых садов и парков, которые стали появляться еще во времена египетских фараонов и городов-государств древнего Междуречья. Сад стал ассоциироваться c достатком и высоким положением человека в обществе, местом для развлечения и отдыха. B связи c этим стало необходимым деление сада на отдельные функциональные зоны, которые формировались как самим ландшафтом, так и малыми архитектурными формами, к которым и относятся разнообразные беседки. ЗА ДАЛЬЮ ВРЕМЕН.
Одни из первых изображений беседок появляются в росписях на стенах египетских гробниц, где показаны сады фараонов и знати. По всей вероятности, основным материалом было дерево. Во времена Античности y садов и парков появляется регулярная планировка. Беседки приобретают классические архитектурные формы, в основе которых квадрат или круг, а классические ордера придают монументальность; камень становится более распространенным материалом при их строительстве. Беседки воздвигают не только в парках и садах, но и в различных священных местах, таких как рощи, источники, возвышенности, a также в качестве общественных построек. B Средние века оформление парков уходит на второй план, хотя и в этот период строят небольшие беседки, прежде всего при монастырских садах. C эпохой Возрождения архитекторы вновь обращаются к опыту античного садово-паркового зодчества. Парки вновь приобретают регулярный план, где беседке отводится немаловажное место: она становится архитектурным акцентом строго упорядоченного ландшафта. По этим же принципам разбивались и регулярные парки в стиле барокко.
При этом при оформлении внешнего вида беседки металл применялся в
качестве дополнительного материала. Последующая промышленная революция привела к появлению как новых материалов, так и методов их обработки. Это, в свою очередь, сделало возможным следующий шаг в развитии паркового искусства и ландшафтной архитектуры. Мода на малые архитектурные формы из металла, возникшая прежде всего в Великобритании, оказала непосредственное влияние и на облик беседок. Металл становится неотъемлемой частью подобных построек: разнообразные кованые решетки, перила, внутренние скамейки, декоративные элементы скатов и завершения крыши. Он позволил создавать легкие, ажурные конструкции c большим количеством кованых элементов. Так, обращение к готической архитектуре c ее высокими шпилями, огромными витражными окнами и декоративными орнаментами привело к появлению тонких, почти воздушных романтических беседок. Располагая их в дальних, уединенных частях парка c нерегулярной или английской планировкой, архитекторы добивались большего драматического восприятия пейзажа. Вместе c тем физические и эстетические возможности металла позволяли зодчим не замыкаться в одном архитектурном стиле: возникают сооружения в восточном и мавританском стилях, подражания китайской и японской архитектуре.
УЕДИНЕННЫЕ МЕСТА РУССКИХ ПАРКОВ.
B России беседка стала неотъемлемой частью паркового ансамбля практически любой помещичьей усадьбы. B проектировании и строительстве беседок участвовали практически все известные русские архитекторы. Яркие примеры можно найти в садово-парковых ансамблях Санкт-Петербурга и его пригородов. Отечественные зодчие, как и их иностранные коллеги, обращались и к классической архитектуре, и к архитектурным мотивам "экзотических" стран. B частности, в конце XVIII века по проекту архитектора Ю. Фельтена в Царскосельском парке была построена Китайская, или Скрипучая беседка. Второе название этого сооружения появилось благодаря укрепленному на кровле флагу-фпюгеру в виде китайского знамени, который издает при вращении громкий скрип. По углам на изогнутых краях крыши установлены фигуры позолоченных и ярко раскрашенных извивающихся драконов.
Другим видом беседки была пергола спроектированная Ринальди по типу итальянских беседок и установленная на берегу пруда около Китайского дворца в Ораниенбауме. Она состоит из 54 пилонов, перекрытых деревянной брусчатой решеткой и увитых зеленью. K этому же типу можно отнести и Турецкую беседку в Павловске, которую архитектор Росси спланировал в виде деревянного трельяжа, покрытого зеленью и веткам. Беседки из металла в России входят в моду к 30-40-м годам ХIХ века. B парке «Александрия» рядом c коттеджем, построенным в «готическом стиле» по проекту архитектора А. Менеласа, стоит ажурная чугунная беседка под названием «Готический колодец», сооруженная в 1835 году архитектором А. И. Шарлеманем. Пожалуй, это одна из интереснейших и красивейших построек. B ней наиболее ярко проявились все пластические и формообразующие возможности металла.
ЖЕЛЕЗНАЯ СТИЛИСТИКА.
Следующий всплеск интереса к металлу при строительстве и декоративном оформлении беседок возникает на рубеже ХIХ—ХХ веков. Стиль модерн c его плавными, растительными формами и линиями позволил задействовать новые художественные возможности металла. Материал дал возможность создавать асимметричные плавные и переплетающиеся линии, образующие сложные орнаментальные композиции в виде фантастических и диковинных растений. Нельзя не упомянуть o беседках, которые устанавливали на кладбищах. Зачастую они не только играли функциональную роль, но и усиливали драматический эффект уединения при посещении мемориальных мест, объединяя в общую архитектурную композицию монумент и надгробие. Для воплощения своих замыслов при возведении беседок-надгробий архитекторы использовали многочисленные декоративные элементы из кованого металла. Прежде всего это разнообразные решетки, выполненные как в классическом, так и в современных художественных стилях. B оформление включались и кованые декоративные элементы, имеющие растительные или геометрические формы. Нередко они объединялись в общей композиции памятника для придания беседке большей художественной выразительности. Беседки из металла не теряют своей актуальности и в наши дни. B небольших частных садах и парках можно найти немало интересных образцов кованых и металлических беседок, выполненных как в традиционных стилистических мотивах, так и в духе новаторских и передовых тенденций современного искусства. Многовековые кузнечные приемы обработки металла в сочетании c современными технологиями и материалами зачастую дают неожиданные и весьма впечатляющие в художественном смысле результаты. Художники постоянно обращаются и будут обращаться к металлу для воплощения своих творческих замыслов.
2012-2017 © superkovka.by.